+7 (495) 920-0125
Новая послеперестроечная Россия каждый год принимает несколько сотен законов. Это новые правила, по которым страна должна жить. Кажется, сегодня уже практически вся наша жизнь регламентирована. Но происходят такие события, как смерть и похороны первого Президента России Б. Н. Ельцина, которые застают врасплох. Оказывается, еще далеко не все прописано в нашей жизни. Целые пласты социальной, политической, культурной жизни остаются без регламента. Печальные события государственного масштаба диктуют необходимость новых протоколов и церемониалов. Предлагаю рассказ о том, каким был протокол похорон Российских императоров.
Во времена царствования Романовых до Петра Великого на Руси строго соблюдался особый церемониал похорон царей, цариц и их наследников.
В день кончины или на следующий день тела покойных царей и царевичей переносили из московского Кремлевского дворца в Архангельский собор, а цариц и царевен - в Вознесенский. Сразу после этого начиналась панихида, погребение происходило в день выноса. В течение 40 дней 12 бояр, окольничих, думных дьяков и стольников ночевали при могиле.
Погребальное шествие было торжественным и регламентированным. Во время похорон царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682 г.) из Архангельского собора навстречу гробу с телом покойного вышел патриарх в сопровождении духовенства. Церемония сопровождалась колокольным звоном и пением священников. Затем шествие выстроилось следующим образом: священники шли с хоругвиями, за ними дворяне несли крышку гроба, за ними величественно ступали священники с крестами, «Запрестольным образом Божьей Матери» и патриаршими рапидами, далее следовали соборные священники, протопопы, настоятели монастырей, архимандриты, патриаршие певчие, за которыми шел патриарх, впереди патриарха несли икону «Божьей Матери при гробе», замыкал шествие духовных лиц архиерей. Ряды светских лиц возглавляли царские певчие, приближенные царя несли гроб, за гробом шли ближайшие родственники покойного, далее бояре и другие особы царской свиты.
Петр I отступил от старого обычая и ввел новый ритуальный регламент, позаимствовав некоторые из обычаев европейских государств, с учетом традиций, принятых на Руси. Наиболее полное представление о новом похоронном церемониале, который сопровождал погребения выдающихся людей, имевших заслуги перед государством, а позднее и погребения императоров и членов императорской семьи, дают похороны императора Александра III.
Погребение Петра I в Петропавловском соборе положило начало традиции, по которой именно этот собор стал местом захоронения русских императоров и лиц императорского дома.
Места захоронений в Петропавловском соборе значительно отличались от современного вида, так как их окружали иконы, лампады, другие предметы церковной атрибутики, витрины с ценными дарами, среди которых были кубки, мечи, короны, светильники. На образах нередко каждый венчик (сияние) состоял из нескольких десятков бриллиантов и других ценных камней. В честь юбилейных дат часто возлагались венки из драгоценных металлов. В 1913 г., например, эстландские крестьяне прислали депутацию для возложения серебряного венка Александру I в знак признательности и в связи со 100-летним юбилеем освобождения от крепостной зависимости. Для сохранности даров витрины запечатывались, а образа на гробницах прочно прикреплялись к бронзовым крестам. С 1898 г. дары принимались только с высочайшего разрешения государя императора.
Вокруг могил стояли экзотические растения в горшках и кадках, на надгробиях лежали венки из цветов и розы. После похорон Александра II посетители во что бы то ни стало стремились сорвать и унести с собой цветок или листок из венков у его могилы. С 6 марта 1881 г. в течение двух месяцев сюда из магазина Ремпена каждый день по заказу княгини Е. М. Юрьевской доставляли венок из живых цветов. Оплатить, однако, предъявленный счет в 3 680 рублей Юрьевская решительно отказалась, и расходы понесло Министерство императорского двора. Поставки венков прекратились, но уже 10 мая комендант Петропавловской крепости обратился с просьбой о доставке из оранжерей Елагинова дворца по одному венку ежедневно, так как приходилось перекладывать на надгробие Александра II венки с других захоронений.
Торжественная тишина, полумрак Петропавловского собора, строгая архитектоника интерьера располагают к раздумьям о жизни и смерти, ходе истории, о преходящем и вечном.
Но вместе с этими памятниками печали существуют и другие - памятники величия правителей и их славных свершений. В России традиция установки памятников императорам утвердилась со времен императрицы Екатерины II.
В честь императоров были возведены памятники исключительной художественной ценности. Это в первую очередь относится к монументу императору Петру I на Сенатской площади (Э. Фальконе, Ю. М. Фельтен). «Медный всадник» был торжественно открыт в 1782 году. Надпись на пьедестале гласит: «Петру Первому от Екатерины Второй лета 1743». Напомним и другие известные памятники Санкт-Петербурга: Петру I у Михайловского замка, Екатерине II в сквере у Александрийского театра, Николаю I на Исаакиевской площади, Александру I - «Александровская колонна» на Дворцовой площади. Современное поколение привыкло к советской трактовке последней как триумфальной колонны в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Действительно, идейное содержание монумента именно в этом, но воплощение знака памяти императору-победителю необычно, нетрадиционно, отсутствует собственно изображение венценосца. Между тем колонна называется Александровской, а на одном из боковых барельефов выбиты слова: «Александру I благодарная Россия». Как исторический курьез можно вспомнить о планах замены фигуры ангела, венчающего колонну, скульптурой, олицетворяющей победу нового социалистического строя.
Также не повезло памятникам в честь императоров Александра II - «освободителя» и Александра III - «миротворца», которые были уничтожены или демонтированы в 30-е годы нашего столетия.
В память о кончине императоров, начиная с Петра I, учреждались специальные медали, вручавшиеся состоявшим на действительной службе во время его царствования священнослужителям, генералам, штаб- и обер-офицерам, чиновникам.
Продолжая и возрождая традиции, Президент В. В. Путин дал поручение Правительству РФ разработать порядок организации похорон лиц, занимавших государственные должности.
Из материалов Реквием.Ru
Во времена царствования Романовых до Петра Великого на Руси строго соблюдался особый церемониал похорон царей, цариц и их наследников.
В день кончины или на следующий день тела покойных царей и царевичей переносили из московского Кремлевского дворца в Архангельский собор, а цариц и царевен - в Вознесенский. Сразу после этого начиналась панихида, погребение происходило в день выноса. В течение 40 дней 12 бояр, окольничих, думных дьяков и стольников ночевали при могиле.
Погребальное шествие было торжественным и регламентированным. Во время похорон царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682 г.) из Архангельского собора навстречу гробу с телом покойного вышел патриарх в сопровождении духовенства. Церемония сопровождалась колокольным звоном и пением священников. Затем шествие выстроилось следующим образом: священники шли с хоругвиями, за ними дворяне несли крышку гроба, за ними величественно ступали священники с крестами, «Запрестольным образом Божьей Матери» и патриаршими рапидами, далее следовали соборные священники, протопопы, настоятели монастырей, архимандриты, патриаршие певчие, за которыми шел патриарх, впереди патриарха несли икону «Божьей Матери при гробе», замыкал шествие духовных лиц архиерей. Ряды светских лиц возглавляли царские певчие, приближенные царя несли гроб, за гробом шли ближайшие родственники покойного, далее бояре и другие особы царской свиты.
Петр I отступил от старого обычая и ввел новый ритуальный регламент, позаимствовав некоторые из обычаев европейских государств, с учетом традиций, принятых на Руси. Наиболее полное представление о новом похоронном церемониале, который сопровождал погребения выдающихся людей, имевших заслуги перед государством, а позднее и погребения императоров и членов императорской семьи, дают похороны императора Александра III.
Погребение Петра I в Петропавловском соборе положило начало традиции, по которой именно этот собор стал местом захоронения русских императоров и лиц императорского дома.
Места захоронений в Петропавловском соборе значительно отличались от современного вида, так как их окружали иконы, лампады, другие предметы церковной атрибутики, витрины с ценными дарами, среди которых были кубки, мечи, короны, светильники. На образах нередко каждый венчик (сияние) состоял из нескольких десятков бриллиантов и других ценных камней. В честь юбилейных дат часто возлагались венки из драгоценных металлов. В 1913 г., например, эстландские крестьяне прислали депутацию для возложения серебряного венка Александру I в знак признательности и в связи со 100-летним юбилеем освобождения от крепостной зависимости. Для сохранности даров витрины запечатывались, а образа на гробницах прочно прикреплялись к бронзовым крестам. С 1898 г. дары принимались только с высочайшего разрешения государя императора.
Вокруг могил стояли экзотические растения в горшках и кадках, на надгробиях лежали венки из цветов и розы. После похорон Александра II посетители во что бы то ни стало стремились сорвать и унести с собой цветок или листок из венков у его могилы. С 6 марта 1881 г. в течение двух месяцев сюда из магазина Ремпена каждый день по заказу княгини Е. М. Юрьевской доставляли венок из живых цветов. Оплатить, однако, предъявленный счет в 3 680 рублей Юрьевская решительно отказалась, и расходы понесло Министерство императорского двора. Поставки венков прекратились, но уже 10 мая комендант Петропавловской крепости обратился с просьбой о доставке из оранжерей Елагинова дворца по одному венку ежедневно, так как приходилось перекладывать на надгробие Александра II венки с других захоронений.
Торжественная тишина, полумрак Петропавловского собора, строгая архитектоника интерьера располагают к раздумьям о жизни и смерти, ходе истории, о преходящем и вечном.
Но вместе с этими памятниками печали существуют и другие - памятники величия правителей и их славных свершений. В России традиция установки памятников императорам утвердилась со времен императрицы Екатерины II.
В честь императоров были возведены памятники исключительной художественной ценности. Это в первую очередь относится к монументу императору Петру I на Сенатской площади (Э. Фальконе, Ю. М. Фельтен). «Медный всадник» был торжественно открыт в 1782 году. Надпись на пьедестале гласит: «Петру Первому от Екатерины Второй лета 1743». Напомним и другие известные памятники Санкт-Петербурга: Петру I у Михайловского замка, Екатерине II в сквере у Александрийского театра, Николаю I на Исаакиевской площади, Александру I - «Александровская колонна» на Дворцовой площади. Современное поколение привыкло к советской трактовке последней как триумфальной колонны в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Действительно, идейное содержание монумента именно в этом, но воплощение знака памяти императору-победителю необычно, нетрадиционно, отсутствует собственно изображение венценосца. Между тем колонна называется Александровской, а на одном из боковых барельефов выбиты слова: «Александру I благодарная Россия». Как исторический курьез можно вспомнить о планах замены фигуры ангела, венчающего колонну, скульптурой, олицетворяющей победу нового социалистического строя.
Также не повезло памятникам в честь императоров Александра II - «освободителя» и Александра III - «миротворца», которые были уничтожены или демонтированы в 30-е годы нашего столетия.
В память о кончине императоров, начиная с Петра I, учреждались специальные медали, вручавшиеся состоявшим на действительной службе во время его царствования священнослужителям, генералам, штаб- и обер-офицерам, чиновникам.
Продолжая и возрождая традиции, Президент В. В. Путин дал поручение Правительству РФ разработать порядок организации похорон лиц, занимавших государственные должности.
Из материалов Реквием.Ru